4 июня 1999 г. в Москве в бизнес-центре “Чайка-плаза” прошел семинар для представителей различных сфер бизнеса, организованный банком “Платина”, компанией “Рексофт” и группой “Платежные системы Интернет”. Основная цель семинара - ознакомить слушателей с конкретными методами организации торговли в Интернет на примере годичного функционирования Интернет-магазина “Озон” и представить новую, эффективную систему обслуживания кредитных карт в Интернет ASSIST ( www. ASSIST .ru ).
С докладами выступили:
Василий Вяткин (Банк “Платина”) “Сходства и различия в развитии Интернет-коммерции в мире и России”.
Андрей Мамыкин (компания “Рексофт” ) “Система ASSIST – эффективный и легальный прием к оплате в Интернет международных кредитных карт”.
Константин Преображенский (Группа “Платежные системы Интернет” ) “Перспективы рынка платежных инструментов Интернет в России”
Василий Вяткин (Банк “Платина”)
“Сходства и различия в развитии Интернет-коммерции в мире и России”.
Вкратце обрисовал основные схемы развития бизнеса в Интернет. Подробно остановился на системах (Интернет-магазинах), которые принимают платежи через систему онлайн-платежей КиберПлат, разработанную банком “Платина” специально для рынка электронной коммерции.
Одно из наиболее интересных и пользующихся популярностью направлений - книжный бизнес в Сети. Достаточно многие магазины торгуют книгами, но в первую очередь нужно назвать Озон - самый удачный на сегодняшний день торговый проект в русскоязычной Сети. В отличие от подавляющего большинства российских сетевых магазинов это действительно реально работающий магазин. Если говорить о перспективах книготорговли в Интернет: по проведенному нами опросу, 40% тех, кто делает покупки в Сети или планирует это, в список приоритетов ставит покупку книг.
Также 40% опрошенных отдали голоса за услугу, которая должна иметь огромный потенциал - это возможность бронирования билетов через Сеть. Эту услугу оказывает сервер Трансинформ, который также работает через КиберПлат.
Известная провайдерская служба Демос предоставляет пользователям возможность оплачивать dial-up доступ к Интернету в онлайн-режиме. По результатам опроса, 34% пользователей считает эту услугу удобной и привлекательной. И, видимо, в ближайшем будущем, она так же будет пользоваться популярностью.
Последнее время достаточно быстро растет количество магазинов, предлагающих компьютеры и комплектующие, программное обеспечение и другую аналогичную продукцию. Как один из наиболее удачных примеров можно привести московский магазин “Икс-МИР”.
С быстрым ростом части рынка, ориентированной на информационные услуги, также увеличивается количество сервисов, ориентированных на платное предоставление информации. Через нашу систему принимает платежи за пользование деловыми и новостными базами данных наши партнеры - компания “Гарант-Парк”.
Еще одна специфическая категория услуг (и, кстати, по результатам опроса, более всего интересующая клиентов - ее в список приоритетов поставили 50% опрошенных) - это оплата коммунальных услуг, телефона и тому подобного. И такая возможность есть - для пользователей системы “КиберПлат” предусмотрен механизм платежных поручений, с помощью которого можно в онлайн-режиме осуществлять подобные платежи.
Также, в соответствии с нашим опросом, 40% пользователей изъявляет желание покупать музыкальные носители - компакт-диски и кассеты, 28% - видеокассеты.
Таким образом, определенное предложение уже существует. Несмотря на различие в масштабах по сравнению с западным рынком, для российских бизнес-структур Интернет - это также средство снижения издержек, оптимизации бизнес процессов. Поэтому электронная коммерция, безусловно, будет развиваться. Но на характер ее развития сильнейшее влияние оказывает фактор спроса, причем спроса платежеспособного.
Одним из существенных факторов активизации платежеспособного спроса является организация платежной системы, оптимальной с точки зрения покупателя. Разработка коммерческого банка “Платина” – система “КиберПлат”, введенная в коммерческую эксплуатацию в марте 1998 г., стала первым реально действующим платежным механизмом на российском рынке электронной коммерции. Пользователи системы – электронные магазины и их клиенты получили возможность принимать платежи и оплачивать покупки в онлайн-режиме, используя кредитные карты и банковские счета. Эффективный механизм защиты, основанный на использовании электронно-цифровой подписи, обеспечил высокую степень безопасности системы и возможность проведения крупных платежей. Риски отказа клиента от совершенного платежа являются бизнес-риском банка.
Следующим этапом в развитии стала совместная разработка “Платины” и компании “Рексофт” - система ASSIST , интегрированная с бэк-офисом CyberPlat, которая обеспечивает платежи с использованием банковских кредитных карт по схеме MOTO (mail order telephone order). В отличие от CyberPlat, которая предусматривает регистрацию в системе и использование дополнительного клиентского программного обеспечения, ASSIST предоставляет упрощенную модель, клиентской частью которой является Интернет-броузер и нет необходимости регистрации клиента в системе. В системе риск отказа от платежа является бизнес-риском торгового предприятия. Наш опыт работы показывает, что этот риск составляет на сегодняшний день в среднем в 1-1,5% от всей суммы платежей, а не 80-90%, как об этом иногда говорится. Естественно, с ростом количества пользователей этот показатель вырастет. Тем не менее, очевидно, что размеры риска останутся приемлемыми, и будут покрываться за счет оборота магазинов – об этом, в частности, свидетельствует опыт западного рынка e-commerce.
Андрей Мамыкин (компания “Рексофт” )
"Система ASSIST – эффективный и легальный прием к оплате в Интернет международных кредитных карт. "
Реальные статистические данные - итоги работы Интернет-магазина “оЗон” за первое полугодие 1999 года.
Наибольшей популярностью пользуется оплата кредитными картами - на них приходится примерно 45% заказов, в первую очередь это объясняется тем, что более 40% клиентов - это зарубежные покупатели.
Этот пример показывает, что магазину очень важно обеспечить прием кредитных карт на своем сайте.
Прием кредитных карт в Интернет и система Ассист.
При разработке российской системы АССИСТ был учтен весь накопленный опыт эксплуатации оЗона, Киберплат и наших зарубежных коллег.
Основными отличительными особенностями системы являются:
она полностью соответствует российскому законодательству и все расчеты с ее использованием абсолютно легальны;
подключение магазина к ней занимает считанные минуты и не требует установки громоздкого программного обеспечения;
по сравнению со схемами, построенными на предварительной регистрации, клиентская база не только не ограничена, а наоборот расширена за счет ввода дополнительных платежных средств;
за счет большего объема операций и дополнительных программных и организационных мер потери от мошенничеств снижаются, по сравнению с оффшорной и терминальной схемами.
Какие возможности предоставляет Ассист интернет-магазину.
Во-первых это прием разнообразных платежных средств, если говорить о карточках, то это VISA, EC/MC, Diners Club, JCB, AmEx среди российских эквайеров это самый большой набор. Кроме того, можно оплачивать товары и услуги со своего лицевого счета у интернет-провайдера. В настоящее время к системе подключается Демос.
Система является полностью открытой для всех остальных провайдеров, которые хотят предоставить своим клиентам еще одну важную услугу и получить дополнительный доход.
Во-вторых это легкость настройки и подключения, которая проявляется в том, что не понадобится изменять логику работы магазина, устанавливать дополнительное сложное программное обеспечение и не потребуется применять SSL протокол на стороне магазина, а следовательно производить его настройку и получать сертификат в VeriSign или другом сертифицирующем органе.
Именно поэтому, подключение нового магазина к системе происходит за считанные минуты.
Система очень проста в обслуживании - интернет-магазин может выбрать наиболее удобный для себя способ уведомления о результате платежа, он обладает полным контролем над дизайном авторизационных страниц, размещенных на сервере системы. Кроме того, имеется возможность отложенной авторизации, которая позволяет произвести полную проверку карты, затем скомплектовать заказ, приобретя недостающие товары и только после этого снять деньги с карточки. Используя виртуальный POS-терминал можно организовать продажу товаров, например на выставке.
Магазин может получать выписки и разнообразную статистическую информацию.
Гибкая тарифная политика позволяет воспользоваться услугами системы интернет-магазинам любого размера.
При разработке системы Ассист максимум внимания было уделено безопасности расчетов и защите от мошенников, и это уже дало свои плоды.
с точки зрения клиента, вся информация конфиденциального характера передается и хранится в зашифрованном виде;
причем эта информация передается только в банк и никуда больше;
применение онлайновой авторизации автоматически отсекает сгенерированные и необеспеченные кредитные карты.
Для защиты от мошенников в системе ведутся:
черные списки и стоп-листы;
имеется сложная система лимитов, по каждому клиенту ведется кредитная история;
производится обмен информацией с другими платежными системами;
кроме того, мы очень тесно сотрудничаем с правоохранительными органами.
Система не стоит на месте, а постоянно развивается. Ведь основная ее задача - предоставить нашим пользователям - магазинам и покупателям, удобное и надежное средство расчетов в Интернет. Это заключается, первую очередь:
в подключении к системе новых платежных средств и альтернативных платежных систем, что позволит электронным магазинам, используя Ассист, работать с большинством платежных систем. Кроме того, в ближайшем будущем планируется открытие новых сервисов для интернет-магазинов, в числе которых:
размещение товара на серверах системы, подключенных к высокоскоростным каналам;
скоро появится хостинг корзины, совмещенной с расчетным модулем. В этом случае клиентам, желающим открыть торговую точку в сети, не понадобится приобретать и настраивать сложное торговое ПО, или за несколько сотен долларов в месяц арендовать место в торговом ряду.
В рамках хостинга корзины будет производиться расчет стоимости доставки и оформления заказа с оплатой всеми имеющимися в России способами. Здесь в полной мере использовался опыт, который мы накопили во время эксплуатации оЗона.
Эта услуга позволит небольшим компаниям попробовать себя в электронном бизнесе. Ее можно назвать своего рода быстрым стартом в электронную коммерцию.
Таким образом, можно говорить, что завершено формирование инфраструктуры платежей в российском Интернет. Крупные платежи - это Киберплат, малые и средние - это Ассист.
Все вместе - это универсальная система платежей в Интернет.
Константин Преображенский
Группа “Платежные системы Интернет” www.emoney.ru
“Перспективы рынка платежных инструментов Интернет в России”
Сегодня на российском рынке платежных технологий существуют практически все аналоги мировых систем Интернет-платежей.
Цифровые деньги (PayCash, WebMoney)
Системы, обслуживающие кредитные карты. (АССИСТ, ЭлИт, Russian Story, WebPlus, Instant и др.)
Клубные системы. (CyberPlat, Russian Story)
Интернет-банкинг. (Телебанк, Автобанк)
Учитывая мировые тенденции и особенности национального маркетинга, нам кажется, что ближайшее время доминантой будет развитие систем, тем или иным образом работающих с кредитными картами клиентов, одну из которых мы подробно представляем на нашем семинаре – систему АССИСТ.
К тому есть следующие предпосылки:
Привычный для пользователя финансовый инструмент.
Некоторый кредит доверия пользователей к международным платежным системам (типа Visa, EC/MC, AmEx и т.п.)
Возможность работать с географически неограниченной клиентской базой.
Отлаженный правовой механизм защиты клиента платежной системой.
Отлаженные технологии авторизации карт.
Активное нежелание большинства пользователей Интернет применять пусть простые, но незнакомые технологии, типа применения цифровой подписи, получения сертификатов, установки нестандартного оборудования и программного обеспечения.
Широко известные положительные примеры зарубежных аналогов э/коммерции.
Для России еще одним приемлемым решением может являться использование предоплаченных финансовых продуктов, вроде карточек для проезда в метро или оплаты услуг телефонии и провайдеров, но оно, в принципе, полностью укладывается в схему обслуживания по кредитным картам.
Коммерческий банк "Платина"
КБ "Платина" - разработчик системы моментальных платежей для электронной коммерции в Интернет "CyberPlat" ( www.cyberplat.ru ).
Система функционирует с апреля 1998 года, сотрудничая с такими компаниями, как "Демос" и "ИнфоАрт". В настоящее время через CyberPlat принимают платежи ряд популярных электронных магазинов. Среди них магазин "Озон" книги и видео, "ИКС-МИР" - книги и компьютерные CD, компания "Гарант-Парк" и многие другие.
КБ "Платина" основан в Москве 30 октября 1992 г.
Зарегистрирован Центральным Банком РФ 20 мая 1993 г.
Генеральная лицензия ЦБ РФ №2347.
Лицензия профессионального участника рынка ценных бумаг №138-00228-100000
Член Московской межбанковской валютной биржи.
Член Ассоциации российских банков.
Член SWIFT.
тел.: (095) 238-3101
факс: (095) 230-6395
ASSIST @cyberplat.ru
www.cyberplat.ru
Рексофт
Компания Рексофт основана в мае 1991 года. Основными направлениями деятельности компании являются разработка, продажа и поддержка программного обеспечения (ПО). В настоящее время в компании работает более 50 высококвалифицированных разработчиков, что позволяет вести единовременно 6-8 инжиниринговых проектов по разработке заказного ПО и разрабатывать 4 тиражируемых программных продукта, два из которых предлагаются на российском рынке ПО.
Программные продукты и технологии компании используют более 200 компаний, среди которых можно отметить: Центральный Банк РФ, Сбербанк Татарстана, ГНИ по Мурманской области, Промстройбанк СПб, Гранд-отель Европа, Пивоваренную компанию "Балтика", МосТрансГаз, ЛУКойл-Санкт-Петербург, СургутНефтеГаз, МАкомнет, ПетерСтар, СТИНОЛ, Gilette, Cadbury.
тел.: (812) 325-2100
факс: (812) 325-2101
webtech@reksoft.ru
www.reksoft.ru
Группа "Платежные системы Интернет"
Cоздана в 1997 году в Москве с целью продвижения в Российском сегменте Интернет современных систем электронной коммерции.
Адрес: 117049,Москва, Крымский вал 10, ЦДХ, АРТИНФО.
Тел: (095) 292-3725
Факс:(095) 290-3377
www.emoney.ru
E-mail: const@emoney.ru
Основные направления деятельности Группы:
Создание и развитие сайта www.emoney.ru “Платежные системы Интернет”.
Координация усилий всех участников электронной коммерции: платежных систем, сетевых магазинов, пользователей, СМИ.
Консультации предпринимателей, официальных учреждений, журналистов по всем аспектам электронной коммерции.